Рабочие часы: 900-2000 г. Самара, ул. Демократическая 20/129
8 846 211-17-06

Орофациальная миофункциональная терапия

ОРОФАЦИАЛЬНАЯ МИОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ - система мероприятий направленная на изменение костно-мышечных проблем и патологических авыков в речевом аппарате. В последние годы значительно увеличилось количество детей с ортодонтическими, стоматологическими, дыхательными, речевыми проблемами. Как оказалось, это все тесно взаимосвязано.

Орофациальная миофункциональная терапия
Логопед Нуянзина Анна
Автор статьи:
Нуянзина Анна, логопед, миофункциональный терапевт
21.06.2021г.
10.01.2024г.
7 мин

Вредные факторы, влияющие на формирование зубочелюстной системы ребенка:

  1. Генетические.
  2. Нарушения внутриутробного развития.
  3. Нарушения организации питания и искусственное вскармливание. Метод
  4. вскармливания.
  5. Болезни детей раннего возраста.
  6. Нарушения функции зубочелюстной системы.
  7. Вредные привычки.
  8. Перенесенные воспалительные заболевания мягких и костных тканей лица, ВНС.
  9. Травмы зубов и челюстей.
  10. Кариес и его последствия.
  11. Задержка прорезывания.
  12. Задержка выпадения молочных зубов
  13. Отсутствие трем в 5-6 лет.

Причины развития дефектов речи

Нарушения зубочелюстной системы могут влиять на развитие речи ребенка. Мы знаем различные нарушения прикуса. (открытый, перекрестный).

К вредным привычкам, нарушающим естественное развитие челюстно-лицевой области ребенка, относятся:

  • длительное сосание пустышки;
  • сосание большого пальца, языка, различных предметов;
  • прикусывание губ, щек;
  • инфантильное глотание;
  • прокладывание языка между зубами;
  • ротовое дыхание;
  • бруксизм;
  • подкладывание кулачка под щеку и запрокидывание головы во время сна.

Мнение врача:

Логопед Нуянзина Анна
Нуянзина Анна
Логопед, миофункциональный терапевт

При инфантильном типе глотания дети надувают щеки, делают своеобразные круговые движения губами. Каждый раз на зубы оказывается определенное силовое воздействие в определенном направлении. С годами это приводит к определенным аномалиям расположения зубов и недоразвитию челюстей.

Виды патологий и причины их появления

Неправильный прикус

Бруксизм – периодические приступообразные сокращения жевательных мышц во сне, сопровождающиеся сжатием челюстей и скрежетанием зубами. Ротовой тип дыхания приводит к тяжким последствиям: формируется аденоидный тип развития лицевых структур, характерный удлинением нижней трети лица, возникают недоразвитие гайморовых пазух, слабость круговой мышцы рта, затрудненное смыкание губ, формируются узкие ноздри и широкая переносица, развивается хроническая гипоксия.

Нарушение прикуса также ведет к нарушениям осанки – так работают механизмы компенсации в растущем организме. У ребенка может быть патологически укорочена уздечка языка. И это мешает ему не только правильно сосать на ранних этапах развития, пережевывать пищу и формировать правильную артикуляцию звуков на более поздних. Без специальных логопедических мероприятий спонтанно звуки верхнего подъема не появятся. А в некоторых случаях приходится прибегать к хирургическому вмешательству. Для формирования правильного звукопроизношения могут быть препятствием так же и укороченные подгубные уздечки.

Нарушение дыхания

Также нарушения дыхания влияет на речь. Это может быть следствием врожденной патологии органов дыхания, аденоидов. Это может быть результатом частых простудных заболеваний или привычки держать рот приоткрытым при сосании соски или пальца. Если рот ребенка постоянно приоткрыт, то во время речи язык будет находится преимущественно между зубами. Отсюда у таких детей мы часто сталкиваемся с межзубными сигматизмами.

Кроме того, при ротовом дыхании у ребенка страдает интонационно-выразительная сторона речи. Нарушение иннервации могут пагубно влиять на речевое развитие ребенка. Нарушения мышечного тонуса, гиперсаливация, синкинезии и другие неприятности, являющиеся признаками раннего органического поражения ЦНС, могут грубо задерживать формирование звукопроизношения у ребенка.

Эффективность работы логопеда у детей с такими особенностями зависит от правильно построенного алгоритма взаимодействия с другими специалистами: неврологом, ортодонтом, ЛОР врачом. Информированность логопеда о влиянии зубочелюстных аномалий на формирование артикуляционного аппарата и знания о возрастных изменениях в строении зубочелюстной системы ребёнка позволят ему своевременно выявлять дефекты в её строении. Для выявления причин нарушений в строении артикуляционного аппарата необходим тщательный осмотр ребёнка, где проверяют строение и функции артикуляционного и дыхательного аппарата.

Дефекты речи

Развитие речи – сложный и многообразный процесс, для правильного осуществления которого необходимы: нормальная функция головного мозга, нервных проводящих путей и правильное развитие зубочелюстной системы. Причинами неправильного произношения звуков могут быть такие аномалии речевого аппарата, как укороченная уздечка языка, готическое небо, сужение верхней челюсти, недоразвитие нижней челюсти с уплощением центрального ее участка при глубоком резцовом перекрытии.

Лечение расстройства речи

В логопедической работе мы практикуем комплекс миофункциональной гимнастики вместе с артикуляционной гимнастикой. При правильной подборке и нагрузке каждого упражнения, они дают хорошие результаты, особенно при признаках дизартрии, аномалии прикуса, инфантильном глотании. Комплекс миофункциональной гимнастики рекомендуется использовать с детьми, начиная с 3-х лет, у которых сформировались вредные привычки. Упражнения можно включать в комплексы утренней гимнастики, разминки после сна, на прогулке.

Такой комплексный подход будет способствовать:

  • более быстрому и устойчивому формированию артикуляционных навыков детей, имеющих звукопроизносительные расстройства, осложненные деформациями строения органов артикуляции;
  • при своевременной нормализации мышечных функций челюстно-лицевой области, ускоренному продвижению ортодонтического лечения;
  • в результате регулярной миогимнастики у ребенка происходит коррекция типа дыхания, он меньше болеет простудными заболеваниями, насыщение крови кислородом улучшается.

Для миофункциональной коррекции в речевой терапии детские стоматологи и ортодонты рекомендуют применять специальные вестибулярные пластинки или трейнеры – мягкие силиконовые миофункциональные позиционеры, корректирующие положение языка и способствующие нормализации мышечного баланса жевательного органа. Регулярное применение этого трейнера позволяет выработать у ребёнка правильное положение языка в покое и при глотании, а также устранить межзубный сигматизм. Таким образом, благодаря совместной междисциплинарной работе достигается высокая стабильность результатов логопедической коррекции.

Добавить комментарий
Нет комментариев
Запишитесь на консультацию
Мы перезвоним вам через 5 мин
Спасибо за доверие!
Мы скоро свяжемся с вами
Консультация стоматолога
Похожие статьи
Миофункциональная терапия
Миофункциональные нарушения в логопедии